Еще раз начнем с простого — ДВС работает подобно насосу, на такте впуска формируем свежий заряд воздушно-топливной смеси, на такте выпуска отводим отработанные газы. Чем больше воздушно-топливной смеси подается в камеру сгорания, тем больше энергии высвободится при ее сгорании и в итоге будет передано на колеса. Впуском и выпуском, а точнее клапанами, в механизме ГРМ управляет распредвал (camshaft). Следовательно, изменяя параметры распредвала, мы сможем влиять на крутящий момент и мощность двигателя. Именно о распредвале в аспекте тюнинга двигателя автомобиля и пойдет речь в этой статье.

Тюнинг распредвала.

Кулачки распредвала, вращаясь, воздействуют на клапана, открывая их. 2 основных параметра, от которых зависит наполняемость цилиндров — время, на которое открывается клапан, и его ход. За них отвечает профиль кулачка и его высота. Распредвалы, устанавливаемые на серийные автомобили, помимо определенных динамических характеристик авто, обеспечивают стабильный холостой ход и наиболее полное сгорание смеси.

Спортивный распредвал имеет другой профиль кулачков, он открывает клапана шире и на большее время. На практике этого добиваются, делая профиль кулачка более круглым. Как правило, широкофазные спортивные распредвалы на атмосферных двигателях позволяют добиваться лучшей продувки на верхах за счет перекрытия (то есть одновременного открытия впускного и выпускного клапана).Это позволяет развивать большую мощность на высоких оборотах. На низких же оборотах свежий заряд будет в значительной мере смешиваться с отработанными газами. Расплата за хорошее наполнение цилиндров на верхах — нестабильный холостой ход.

Возможно, замена распредвалов и вообще вмешательство в ГРМ — один из самых эффективных способ тюнинга атмосферного двигателя. Конечно, как и при любом вмешательстве в двигатель, придется провести целый комплекс мероприятий, и чем серьезнее изменения, тем больше деталей должны быть подвергнуты замене или модификации. Так тюнинговые распредвалы для street версий могут быть установлены и на стоковый двигатель. А вот более злые версии потребуют замены клапанных пружин на более жесткие, облегченных тарелок, а также замены гидрокомпенсаторов. Для достижения максимально эффективного наполнения цилиндров (мы ведь именно этого добиваемся?) потребуется доработка системы впуска и выпуска. Но собрать все механические части воедино не достаточно, всем нужно управлять. Ведь если мы действительно добились значительного увеличения свежего заряда в камере сгорания, то и бензина добавлять нужно больше, возможно, потребуется корректировка УОЗ. Как показывает практика, штатный мозг не всегда корректно справляется с поставленной задачей. Выжать максимум из нового конфига поможет настройка ЭБУ на диностенде.

Установка тюнингового распредвала.

Как выбрать подходящий распредвал? Очевидно, что для городской эксплуатации следует отказаться от экстремальных фаз и подъемов. Городские условия эксплуатация требует эластичного мотора, а не «верховой» ракеты. Можно долго рассуждать о теоретических аспектах, на практике выбор сводится к следующему:

1) Покупка тюнингового распредвала от всемирно известных брендов Shrick, CatCams, Dbilas и других. Такие фирмы предлагают спортивные распредвалы для разных условий эксплуатации, от улиц до гоночных дисциплин. На изделия распространяется гарантия производителя, прикладывается подробная инструкция по установке. Возможно приобретение целого комплекта, включающего более жесткие пружины и легкие титановые тарелки. Минус один — высокая цена, при чем не только детали, но и доставки.

Совет от Shrick. Как выбрать тюнинговый распредвал для повседневной езды? Для сохранения ровного ХХ и допустимого уровня CO в выхлопных газах, ход клапана в ВМТ должен оставаться небольшим. Каким? Следует руководствоваться практическим правилом по допустимому ходу в ВМТ в зависимости от конструкции ГРМ:

Механический толкатель

Гидрокомпенсатор

2 клапана на цилиндр

2,3 мм

1,9 мм

4 клапана на цилиндр

1,5 мм

1,1 мм

При превышении указанных рекомендаций холостой ход становится нестабильным, уменьшается момент на низах.

2) Подбор стоковых валов от аналогичного двигателя. На рядной шестерке BMW m50 широко распространена практика замены выпускного распредвала (8,8*228) на второй впускной (9,7*240). Это доступно, но, к сожалению, без токарных работ впуск на выпуск не поставить, необходимо обтачивать фланец. Потрудиться придется и с установкой, по стандартной приспособе распредвал не выставить. Выставляется по перекрытию в ВМТ (0,3-0,5мм). Результат — мотор не сдувается до самой отсечки. Можно подобрать распредвалы и позлее, например, от S52 USA (впуск 10,2*252).

3) Переточка стоковых распредвалов. Если покупка Shrick не по карману, можно отдать собственный распредвал на переточку в спортивный. После перешлифовки вал становится неполнобазным, что требует использование подпятников клапанов для компенсации уменьшенной базы. Изготовлением и переточкой валов занимается несколько компаний, самая известная — ОКБ Динамика, известна с 2002 года. Большим плюсом является возможность индивидуального похода для решения конкретных задач.

 

Результат тюнинга распредвала на двигателе BMW m50b25. Стоковый двигатель. Замена стандартных валов 240*228 на 264*256+онлайн настройка. Мощность стандартного мотора 192 л/с, после тюнинга — 230 л/с. Информация из БМВ форумов. Установка и настройка Turboshtein.

 

В эпоху турбо, тюнинг атмосферного двигателя — дело неблагодарное. Трудное, дорогое и не терпящее компромиссов. Мало того, что бой идет буквально за каждую лошадиную силу и за каждого сэра Ньютона, но и, улучшая динамику, мы приносим в жертву удобство и универсальность повседневного авто, превращая его в специализированный спортивный снаряд. Но даже на этом нелегком поприще стоит выбирать максимально эффективные пути, к таким несомненно относится тюнинг распредвала. Границу между удобством и производительностью своего автомобиля каждый тюнер определит самостоятельно.

 

Доработанный S54. Объем уменьшен с 3,2 до 3,0 литра, отсечка смещена с 8000 до 10000 об/м. Распредвалы Shrick, поршни CP Pistons.

 

Портинг ГБЦ

Портинг ГБЦ

Портинг каналов ГБЦ           Рано или поздно каждый автолюбитель задумывается об увеличении мощности двигателя своего автомобиля. Существует множество различных способов, но в своей сути они похожи. Как ни крути, но для того, чтобы получить больше мощности при прочих...

читать далее
Тюнинг бензонасос

Тюнинг бензонасос

Стоит учитывать возрастающую потребность мощного тюнингового мотора в обеспечении топливом. Штатных бензонасосов достаточно для гражданских, либо подвергнутых неглубокому тюнингу автомобилей, эксплуатируемых в городских условиях. Если же Вы произвели серьезную модернизацию ДВС, то стандартный бензонасос будет слабым звеном вашей системы, его мощности не хватит.

читать далее
Облегченный маховик

Облегченный маховик

Облегчение маховика Для приведения тела с меньшей массой в движение нужно затратить меньшее количество энергии. Об этой нехитрой формуле знает каждый автолюбитель. Все замечали, что динамика нагруженной машины разительно отличается от пустой. Та же зависимость...

читать далее