Портинг каналов ГБЦ

          Рано или поздно каждый автолюбитель задумывается об увеличении мощности двигателя своего автомобиля.Доработка ГБЦ Существует множество различных способов, но в своей сути они похожи. Как ни крути, но для того, чтобы получить больше мощности при прочих равных условиях, нам надо сжечь больше топлива. Двигатель работает на топливо-воздушной смеси, AFR (отношение воздуха к топливу, air-fuel ratio) стехиометрической смеси составляет 14,7 , то есть наша задача сводится к тому, чтобы увеличить количество поступаемой смеси. И если подать большее количество бензина достаточно легко, то с подачей воздуха все обстоит сложнее, особенно если мы строим атмосферный двигатель. Именно с этого и начинается работа с ГБЦ, впуском и выпуском. Одним из видов такого тюнинга является портинг ГБЦ.

          Портинг головки блока цилиндров — это один из вариантов доработки, направленный на увеличение мощностных характеристик двигателя. По сути за словом «porting» скрывается процедура по увеличению диаметра впускных и выпускных каналов, а также доработка их профиля. При портинге мастера стараются уменьшить, либо вовсе убрать отливы и неровности в каналах. Таким образом уменьшается сопротивление при движении воздуха на впуске и отработанных газов на выпуске. Положительный эффект от тюнинга каналов блока цилиндров будет заметен при работе двигателя в зоне высоких оборотов. Если каналы ГБЦ были спроектированы неверно, имеют заводские дефекты литья, либо автомобиль уже претерпел значительные изменения, то о тюнинге каналов, конечно, стоит задуматься.

ГБЦ в разрезе НО, стоит иметь в виду, что в вопросе портинга больше не значит лучше! Да, увеличение диаметра каналов увеличит пропускную способность, но вместе с тем упадет скорость потока, а это отразится на смесеобразовании. Зачастую непрофессиональная расточка каналов головки блока цилиндров приводит к ухудшению работы двигателя в зоне низких и средних оборотов. Для получения реального положительного эффекта нужно подобрать оптимальный вариант доработки и понимать его цель, зачастую заводские конфигурации каналов ГБЦ позволяют снимать с двигателя внушительные показатели.

Портинг своими руками.

        Головка блока цилиндров — сложная система, ее доработку следует проводить в комплексе, то есть учитывать характеристики установленных распредвалов, коллекторов, клапанов. К сожалению, наш уровень теоретических знаний не позволяет просчитать результат до начала выполнения работ, и у нас также отсутствует оборудование, позволяющее снять замеры с каналов, выраженные в показателе потока CFM (куб. фут в минуту). Вряд ли в вашем гаражном кооперативе есть диностенд для проверки результата доработок или 5-осевой ЧПУ станок для точного выполнения работ.

Мы вынуждены руководствоваться доступной информацией, здравым смыслом и собственным опытом, как показывает мировая практика самостоятельный тюнинг ГБЦ может быть эффективным. Глаза боятся, а руки делают, главное не увлечься и не пропилиться до канала рубашки охлаждения, иначе голову придется списывать в утиль, это не очень весело.

         Чисто технически выполнить расточку каналов гбц самостоятельно под силу любому автовладельцу. От мастера потребуется внимательность, аккуратность и терпение. Работы могут выполняться следующим набором инструментов:

1. Наждачная бумага с зерном 20-80 для впускного, до 300 для выпускного.Шарошки

2. Шарошки по металлу разного диаметра и форм. Лучше использовать комплект разного диаметра и точить каналы пошагово.

3. Дрель, пневматический привод.

Если вы все-таки решились на расточку головки блока, то предлагаем присмотреться к такому алгоритму:

1. Разборка. Необходимо снять распредвалы и постели распредвалов, клапаны, пружины. После снятия коллекторов необходимо убрать шпильки их крепления. На этой стадии внимательно осмотрите состояние своей ГБЦ, в том числе на наличие трещин. Трещины чаще всего образуются рядом с седлами клапанов, чаще выпускных. Дорабатывать голову с таким дефектом нет смысла, но ее можно использовать для тренировки.Портинг впускного канала

2. Чистка ГБЦ снята и разобрана, ее необходимо отчистить от отложений, продуктов горения. Используйте очиститель для двигателя, жесткую щетку, тряпки. На выходе у вас должна быть чистая и сухая деталь. Еще раз проверьте на наличие трещин.

3. Также стоит оценить состояние седел, удалить направляющие клапанов.

4. Дорабатывать каналы начинайте со впуска, с одного канала. Постарайтесь уменьшить либо удалить основные приливы и каверны. Будьте аккуратны, не снимайте много металла Постоянно перемещайте шарошку, иначе быстро проточите углубление. По степени обработки каналов мнения расходятся. Некоторые авторы утверждают, что при доработке ГБЦ надо стараться расширить канал по всей его длине, другие не менее авторитетные источники говорят, что нельзя увеличивать весь канал, доработке должно подвергнуться в первую очередь горло канала.

5. После проведения основных работ с одним каналом нужно сделать финишную доводку, используя наждачную бумагу зернистости 20-80 для впускного коллектора (выводить поверхность в зеркало не нужно, так как это отрицательно скажется на смесеобразовании). Для выпускного коллектора имеет смысл использовать зерно до 300 для предотвращения оседания нагара на стенках каналов. Для измерения каналов можете использовать свои клапана, при необходимости обточив до необходимого размера. Повторите с другими каналами.

6. Теперь проводим те же работы, но со стороны клапанов, возможно, будет удобнее использовать шарошку овальной формы. Будьте аккуратны, не снимайте много металла.

7. Сопряжение выпускного коллектора и ГБЦ, стоит ли убирать ступеньку? Мы склоняемся к мнению, что убирать ступеньку полностью не нужно.

        Безусловно портинг является эффективным средством увеличения пропускной способности каналов ГБЦ. По нашему мнению, прибегать к нему нужно в тех случаях, когда именно каналы стали узким местом, «бутылочным горлышком» в вашей системе. Например, если вы используете валы с большим подъемом/фазой, либо перешли на более производительный нагнетатель.

        Всем, кто решился, знайте — мы с вами, держим за вас кулаки! Тюнинг — это не только достижение результата, выраженное в лошадиных силах или во времени разгона от нуля до ста,  это стиль жизни!

Если у Вас есть положительный или отрицательный опыт, просим делиться в комментариях.

Охлаждение тормозной системы

Охлаждение тормозной системы

  Почему охлаждение тормозов важно? Эффективность тормозной системы напрямую зависит от рабочей температуры. При смыкании тормозных колодок на диске, в результате трения, кинетическая энергия вращения преобразуется в тепло. В штатных режимах эксплуатации...

читать далее
Спортивные пружины

Спортивные пружины

Спортивные пружины подвески Зачастую тюнинг подвески своими руками начинается с замены заводских пружин подвески на тюнинговые. Спортивные пружины подвески жестче и короче заводских, а значит: центр тяжести станет ниже, уменьшатся крены при прохождении поворотов; при...

читать далее