Зачастую тюнинг автомобиля заключается в увеличении его мощности. И нас интересует финальный показатель — мощность на колесе (WHP). Мощность на колесе всегда меньше, так как она расходуется на работу и приведение в движение различных узлов автомобиля. В том числе все агрегаты на приводном ремне: гидроусилитель руля, генератор, водяная помпа. На работу каждого расходуется мощность двигателя. Очевидно, что полностью отказаться от этих устройств невозможно, но мы можем уменьшить потери. Ввиду многих причин такие варианты, как замена гидроусилителя на электро, мы сейчас рассматривать не будем. Подумаем о более простых и доступных вариантах, а именно — об использовании облегченных шкивов.

      Первое, что приходит на ум — облегчение шкива коленвала, но в большинстве современных автомобилей он оснащен демпфером крутильных колебаний. Его удаление связано с определенными рисками. Тема с демпфером крутильных колебаний будет рассмотрена в отдельной статье. В этой же статье хочется рассмотреть замены шкивов на агрегатах.

Какие преимущества даст облегчение шкива?

Как устроен стандартный мотор? На коленвале установлен шкив (crankshaft pulley). Посредством ременной передачи в работу приводятся ГУР, помпа, кондиционер и генератор, на каждом из них также стоят шкивы. Как правило, заводские детали выполнены из стали, что объясняется высокой прочностью, ресурсом и дешевизной. Размер шкивов определяет скорость вращения всех элементов системы. При увеличении размера вращающего шкива на коленвале скорость вращения вспомогательных узлов вырастет. При увеличении вращаемых дисков скорость отдельного узла снизится. Исходя из этого, мы можем выделить 2 главных параметра при тюнинге шкивов:

1. Масса шкива.

Underdrive pulleys, BMW Supercharged

     Работа с весом — ключ к успеху. Снижение вращающихся масс и инерции позволяет расходовать меньше энергии. Двигатель становится отзывчивее и раскручивается быстрее, что положительно сказывается на динамике автомобиля. По мнению специалистов Unorthodox Racing положительный эффект от тюнинга шкивов на 85% зависит от снижения массы и только на 15% от изменения передаточного отношения.

    Что обеспечивает меньший вес тюнингового изделия? Во-первых, чаще всего в продаже можно встретить алюминиевые сплавы 6061 и 7075 с защитным покрытием в виде твердого анодирования. Применение другого дюралюминия позволяет облегчить деталь в 2,5-3 раза по сравнению со штатной. Во-вторых, шкив облегчается фрезерованием или сверлением дополнительных отверстий, при этом важно сохранить его прочность и ресурс.

2. Диаметр шкива.

    Как еще снизить потери? Мы можем изменить передаточное отношение шкивов. Замедляя дополнительные узлы, мы отбираем меньше мощности у двигателя. Самое главное — соблюсти баланс между эффективностью тюнинга и допустимым режимом работы вспомогательных узлов.

   Насос ГУРа сконструирован таким образом, чтобы прокачивать необходимый объем жидкости на холостом ходу. При движении автомобиля его производительность избыточна, небольшое замедление его вала не окажет значительного влияния на руление, при этом позволит добавить мощность.

   С помпой водяного охлаждения дела обстоят похожим образом, с тем лишь отличием, что потребление ею энергии будет расти с ростом RPM не линейно, а пропорционально квадрату скорости вращения. На высоких оборотах потери значительно выше.

   Что можно сказать об изменении размеров шкивов? Unorthodox Racing считает допустимым замедление навесного на 5-20%. Самое главное, чтобы при изменении параметров водяной насос продолжал прокачивать достаточно жидкости для эффективного охлаждения, генератор обеспечивал достаточное напряжение тока, а ГУР сохранил ресурс. Согласитесь, достаточно большой риск за возможность добавить пару л/с. Изменение диаметра шкивов также потребует замену приводного ремня на более длинный.

Облегчение шкивов и мощность.

    Вокруг этого вида тюнинга достаточно много спекуляций. Велика ли прибавка мощности, сопоставима ли с ценой, с возможными рисками? Относительно прибавки давайте обратимся к графикам диностенда.

Eurosport High Perfomance, цена 249$.
BMW 328, двигатель M52B28.
Синий на спортивных валах и шкивах, 218 л/с и 201 Нм.
Красный на спортивных валах, 209 л/с и 191 Нм.

Еще один график:

UUC Motorwerks, цена 199$.
BMW M3, двигатель S50B32.
По результатам нескольких замеров прибавка составила от 4 до 11 л/с.

    Если усреднить показатели, то прибавка л/с кажется невеликой. Но она вполне сопоставима с эффектом от установки холодного впуска с фильтром пониженного сопротивления. При это тюнинг впускной системы, как правило, отражается в прибавке на определенных оборотах двигателя, в то время как шкивы работают во всем рабочем диапазоне. Для «нулевиков» также характерна меньшая способность к фильтрации воздуха, что чревато проблемами с ДВС, а значит этот мод нельзя назвать 100% безопасным для повседневного автомобиля. Несмотря на это тюнинг впускных систем достаточно популярен, а итоговая стоимость за 1 л/с выходит приблизительно одинаковой.

Стоит ли использовать облегченные шкивы?

    Любой вид тюнинга, будь то впуск, выхлопная система, доработка ГБЦ — это всегда компромисс, который каждый автовладелец определяет самостоятельно. Любая модификация такого сложного узла, как двигатель, несет в себе определенные риски. При взвешенном подходе использование тюнинг шкивов — вполне разумное решение. Возможно, это одна из первых модификаций, которую нужно провести:

  • она не требует тюнинга других узлов, как, например, связь впуск-выпуск;
  • не требует настройки ЭБУ;

  • не ограничивает дальнейший тюнинг.

     На что стоит обратить внимание — качество изготовления деталей. Рынок тюнинга насыщен дешевыми предложениями от китайских производителей. К сожалению, для таких изделий кроме низкой цены характерно и низкое качество. Цветное анодирование с толщиной слоя порядка 5-15 мкм не в состоянии обеспечить должную защиту и выполняет только косметическую функцию. Размер и прочность таких деталей зачастую обусловлены не инженерными изысканиями, а стоимостью и качеством сырья. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратить внимание на продукцию известных производителей. Хороший тюнинг не может стоить дешево.

Спортивный распредвал

Спортивный распредвал

Возможно, замена распредвалов и вообще вмешательство в ГРМ — один из самых эффективных способ тюнинга атмосферного двигателя. Как выбрать подходящий распредвал? Именно о распредвале в аспекте тюнинга двигателя автомобиля и пойдет речь в этой статье.

читать далее
Диаметр выхлопной системы ч.2

Диаметр выхлопной системы ч.2

Всегда ли больше значит лучше? Всегда ли увеличение сечения выхлопных труб атмосферного двигателя оправдано? Больший диаметр выхлопных труб обеспечивает большую мощность/момент, но рост приходится на зону высоких оборотов двигателя.

читать далее
Тюнинг бензонасос

Тюнинг бензонасос

Стоит учитывать возрастающую потребность мощного тюнингового мотора в обеспечении топливом. Штатных бензонасосов достаточно для гражданских, либо подвергнутых неглубокому тюнингу автомобилей, эксплуатируемых в городских условиях. Если же Вы произвели серьезную модернизацию ДВС, то стандартный бензонасос будет слабым звеном вашей системы, его мощности не хватит.

читать далее